С о д е р ж а н и е: 

   I. Общие положения

   II. Основные результаты анкетирования 

   III. Выводы 

   IV. Рекомендации 



I. Общие положения

 

В 2014 году произошло  значимое событие в российской космонавтике –  14 января 2014 г. Президент Российской Федерации утвердил Основы государственной политики в области использования результатов космической деятельности в интересах модернизации экономики Российской Федерации  и развития ее регионов на период до 2030 года (далее – Основы).

         Это событие знаменует качественный переход от штурма космоса к системному и инфраструктурному подходу, обеспечивающему практическое использование уникального космического потенциала нашей страны (рис. 1).



В целях реализации Основ Роскосмосом подготовлены и находятся в завершающей стадии согласования проекты распорядительных документов Правительства Российской Федерации  (рис.1):

постановление Правительства Российской Федерации о полномочиях федеральных органов исполнительной власти в области использования результатов космической деятельности;

План мероприятий по реализации Основ на 2014–2020 годы.

Принятие вышеуказанных документов обеспечит формирование системы взаимоувязанных мероприятий государства, направленных на достижение цели Основ – координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций различных форм собственности, обеспечивающая эффективное использование результатов космической деятельности (далее – РКД) в интересах развития Российской Федерации, ее субъектов, повышения качества жизни и безопасности населения страны.

В целях реализации Основ ОАО «НПК «РЕКОД» в период с апреля по октябрь 2014 г. проведено анкетирование регионов по вопросу: «Использование геоинформационных систем в качестве базовых для решения задач государственного и муниципального управления в Российской Федерации».

В соответствии с Основами геоинформационные системы (далее – ГИС) являются одним из важнейших результатов космической деятельности.

Это обусловлено следующим:

1. ГИС базируются преимущественно на использовании глобальных постоянно действующих информационных полей, формируемых в космическом пространстве  орбитальными группировками навигации, связи и передачи данных, наблюдения, гидрометеорологического, картографического, геодезического и других видов космического обеспечения.

Такие глобальные информационные поля способны создать только космические системы, поэтому ГИС в решающей степени зависят от функционирования этих полей.

2. Конечными потребителями результатов космической деятельности, как правило, востребованы не разрозненные результаты этой деятельности (отдельные космические снимки, электронные карты, навигационные измерения и т.д.), а интегрированные информационные (геоинформационные) продукты  и услуги, позволяющие решать требуемый комплекс целевых задач (функций).

Особенно это характерно для решения задач государственного и муниципального управления.

             Основами предусмотрено обеспечить внедрение  отечественных геоинформационных систем и программно-технологических платформ использования результатов космической деятельности в качестве базовых для решения задач государственного и муниципального управления (рис.2).

                                                                                  

 

Важным условием качественного решения данных задач является интеграция разнообразных  космических и геоинформационных продуктов, услуг и сервисов, их предоставление конечным потребителям в соответствии с регламентом (технологией) решения задач и универсальным алгоритмом комплексного космического обеспечения (рис.3).  

По мере развития этого процесса иностранные геоинформационные системы будут заменяться отечественными, при этом интегрируемые прикладные (специализированные) модули и сервисы могут быть и иностранного производства, если это не создает критической зависимости для России в конкретных значимых сферах деятельности. 

                                                                  

На основе этого универсального  алгоритма могут решаться любые задачи мониторинга и управления объектами и территориями, процессами и явлениями.

Геоинформационные системы, реализуя этот алгоритм, способны  обеспечить формирование и поддержание интегрированного информационного ресурса регионов (территорий, объектов):

позиционированного в пространстве и времени в единой системе координат ГЛОНАСС;

интегрированного с электронными картами и космоснимками;

обновляемого с использованием космических и других систем дистанционного зондирования;

структурированного в системе центров управления по отраслям экономики, территориям и другим признакам;

предоставляемого руководителям и массовым потребителям в простой и удобной форме.

Вышеуказанные и другие положительные свойства ГИС привлекают пристальное внимание субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Об этом убедительно свидетельствуют результаты проведенного опроса (рис.4) – в анкетировании приняли участие 68 субъектов Российской Федерации (82 %). 


В анкетировании приняли участие все субъекты Российской Федерации Южного федерального округа. Активное участие (более 75 %) приняли также субъекты Российской Федерации, расположенные на территориях Центрального, Уральского, Сибирского и Дальневосточного федеральных округов.

Не приняли участие в анкетировании Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Башкортостан, Республика Коми, Республика Мордовия, Республика Хакасия, Хабаровский край,  Архангельская, Калининградская, Новгородская, Новосибирская, Орловская, Псковская, Саратовская, Тюменская области.

 

Подобное анкетирование по вопросам использования ГИС в регионах России ранее не проводилось. Это первый опыт.

 Поэтому полученные результаты имеют приблизительный характер,  большинство опрошенных субъектов Российской Федерации находятся еще на этапе формирования системного и инфраструктурного подходов к использованию РКД  и ГИС – ещё не налажен должный учет и анализ этих работ, весьма скромный, а зачастую противоречивый опыт в использовании геоинформационных систем, космических продуктов и услуг, слабое нормативное правовое обеспечение, отсутствие четкого распределения полномочий в данной сфере, недостаточные знания в практическом использовании РКД и создании ГИС, острая нехватка специалистов в этой области.

Тем не менее, опрос показал высокую востребованность регионами результатов космической деятельности  и создаваемых на этой основе геоинформационных систем, позволил выявить проблемы, оценить состояние и тенденции развития процесса использования в субъектах Российской Федерации этого универсального информационного ресурса.

Анализ анкет, полученных от субъектов Российской Федерации, был дополнен проведенным ОАО «НПК «РЕКОД» анализом конкурсных заявок на разработку (закупку) геоинформационных систем, размещенных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в 2012−2014 гг. Это позволило приблизить результаты опроса к насущным потребностям и практическим действиям регионов России.

 

Основаниями для настоящего опроса явились:

1. Протокол заседания Секции по проблемам оборонно-промышленной и научно-технической безопасности Научного совета при Совете Безопасности Российской Федерации  от 7 сентября 2012 г. № 3.

2. Протоколы выездных совещаний Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации по вопросам эффективности использования результатов космической деятельности в Южном федеральном округе  (от 15 мая 2013 г.,       г. Астрахань), Сибирском федеральном округе (от 29 июля 2013 г., г. Улан−Удэ),  Уральском федеральном округе (от 26 февраля 2014 г., г. Тюмень).

 

В основе результатов анализа лежат ответы на вопросы анкеты, присланные компетентными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.


Анкетирование                                                                                                          Следующая страница arrow_green.png